- В общении с детьми старше 3 лет чаще употребляйте в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежда, обувь, и т.п.).
Например: «Поставь обувь на место. Какой транспорт ты видел на прогулке с бабушкой? Отгадай, из каких фруктов приготовлен компот? Помоги папе достать инструменты». - Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы, и отражал в своей речи свои собственные мысли!
Вопрос к ребенку, который нам поможет – чем похожи друг на друга все овощи? Например, все овощи похожи друг на друга тем, что:
а) растут на огороде на земле или в земле,
б) их выращивают люди, сами по себе они не растут.
Сделайте вместе с малышом вывод – какие растения называются овощами.
Затем понадобится лишь закрепить представления ребенка задавая вопросы типа «Отгадай, из каких овощей я сварила суп?, «Я загадала овощ, отгадай, какой?». - Чаще сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом.
Можно по дороге в детский садик сравнить свою куртку и комбинезон ребенка – чем они похожи и чем отличаются. Сравнивайте детали, их форму, размер, цвет, материал.
Подобные задания развивают не только речь, но и внимание, восприятие, мышление ребенка. - Помните, что развивается то, что тренируется. Поэтому чаще спрашивайте ребенка о его планах, переживаниях, просите рассказать об интересных случаях из его опыта.
По дороге в детский сад, к бабушке или в гости спросите, чем он хочет заняться, как будет играть, какие игрушки ему больше нравятся и почему, а какие – нет. Обсудите, как он хочет провести выходные, какие игрушки ему понадобятся на прогулку, как он собирается поиграть.
Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, связно и понятно для собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событиях из личного опыта. - Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал…? Что ты ему ответил? Игорь расстроился? Чем всё закончилось?).
Помните, что с детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки.
5 ИДЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
28.02.2022
729